Станичная нравственность и нравы

В первые годы минувшего века на ниве утверждения в казачьей среде благонравия и христианского благочестия снискал себе добрую славу начальник Лабинской местной команды А.Т. Фёдоров. Его личная жизнь была каждодневным примером для станичников, а воспитательная работа, проводившаяся внутри вверенного ему подразделения, со временем дала добрые всходы. Об успехах деятельности есаула свидетельствовало даже станичное духовенство, тем более что нравственно-просветительскую миссию Алексей Тимофеевич возложил на себя добровольно и нес до конца своих дней. Результатом его трудов было то, что к 1910-м годам многие из казаков, прошедшие его школу, навсегда оставили сомнительные развлечения в виде азартных игр, посещения «пивнушек»…, а направили свою энергию к духовному совершенствованию, развивающему чтению и на улучшение домашнего хозяйства. 

Надо отметить, что нравственности, как одному из важных компонентов культуры личности, станичная община уделяла большое внимание. С момента рождения и до последних дней казак-лабинец находился под неусыпным воспитательным воздействием семьи, церкви и административного общества. Станичник «плохого поведения» (под таким словосочетанием понимались люди морально-распущенные, склонные к воровству или другим порокам) или, по еще одному расхожему выражению тех лет, «замеченные в художественных поступках» имели мало шансов для спокойной жизни.

В этой связи припоминается показательная история, как один из последних лабинских атаманов К.А. Белашов жестко, но справедливо лично реагировал на некоторые «художества». Однажды, проходя по Кабардинской улице, Константин Алексеевич заметил, что «…подвыпивший казачок начал буянить. Тогда он этого казака взял, поднял над головой и перекинул через плетень, хотя мог, конечно, и посадить в тюрьму. Но наказал по-отечески, а пока тот летел вниз под кручу, мой дедушка (записано со слов Балдина Константина Андреевича) невозмутимо произнес ему вослед самое сильное свое ругательство: «Эх! добра б тебе не бывать». Такой поступок теперь будет не понятен современнику, но в ту пору, когда каждый станичник, а тем боле атаман, воспринимал все происходившее вокруг, как семейное, даже личное дело, может быть вполне объясним. Такие меры воспитательного воздействия могли быть применимы только к «своим» - казакам. 

А над иногородними жителями, замеченными в непотребных делах, при всей терпимости станичного общества, висела другая угроза – быть навсегда выселенными из Лабинской. Поэтому в описываемое время держать большие силы, следившие за общественным порядком, не было нужды. На всю огромную станицу был только один полицейский урядник с несколькими помощниками. Таким образом, сплоченная воедино в административном, церковном и военном отношении станичная община формировала характер и образ жизни казака-лабинца. 

Коренное население станицы, сохраняя традиционные устои, было очень восприимчиво ко всем новинкам жизни и быта того времени. Воинская служба в больших городах - в Петербурге, Тифлисе или Варшаве, где казаки соприкасались с цивилизованной городской и образованной офицерской средой, накладывали на весь их последующий жизненный уклад свой отпечаток. Окончивший срок действительной службы казак, как правило, был патриотичен, религиозен, грамотен, почтителен, подтянут. В общем, обладал полным набором качеств, являвшихся характерными для любого добропорядочного гражданина. 



«На память дорогим родителям» - с такими незамысловатыми подписями хранились в казачьих домах карточки от сыновей. Фото, 1901 год. Из фондов Лабинского музея

Приезжая в отпуск или на льготу в Лабинскую, станичник вез в дорожном сундуке в качестве подарков лучшие заграничные и российские товары: отрезы и готовые платья, платки, обувь, часы, портсигары, трубки, кинжалы, наборные ремни и ювелирные украшения. Зная, что дома встретит большая семья и явиться с пустыми руками будет стыдно. По станичной традиции, возвращаясь домой, необходимо было «наградить» не только самых близких – отца, мать, «братьёв», жену, детей, но и не забыть о кумовьях и соседях. Процесс раздачи презентов имел вид некоего семейного спектакля, в котором дарителю отводилась роль щедрого мецената, расточавшего милости своим клиентам. Словно парой пустяков было собрать тот сундук. Будто не было экономии на самом необходимом, чтобы порадовать близких. Такой наивный станичный «форс» был из рода в род не изживаем в казачьей среде. 


Титульный лист фотоальбома с коротким посвящением его хозяйке. Из личных вещей классной надзирательницы Лабинской женской гимназии Марии Гансовны Томсон. Ст. Лабинская, кон. XIX в. Частная коллекция

Уже дома родственные, административные и торговые связи давали возможность лабинцу употреблять в своем быту все новинки современной жизни. И прежде всего те, что имели отношение к ведению хозяйства: земледельческие орудия и машины, а также технические новинки домашнего обихода: часы, швейные машины, велосипеды, телефоны, вентиляторы, электрические звонки и даже – у особо состоятельных – собственные автомобили. 

....

Продолжение следует...


Автор: Виталий Якубов, научный сотрудник Лабинского музея

Из материалов Лабинского музея истории и краеведения им. Ф.И. Моисеенко


Смотрите также
Фильм «Это надо живым. Лабинский Мостовской районы» стал победителем всероссийского конкурса «Федерация»
В марте 2018 года сотрудники Лабинского музея приняли участие в работе над одной из серий телевизионного проекта «Кубань-24» «Это надо живым. Лабинский Мостовской районы» (автор Денис Сопов, режиссер Оксана Байванова).
На Фелицынских чтениях говорили об актуальных проблемах выявления и сохранения объектов археологического наследия
С 23 по 25 октября в Краснодарском краевом музее работала юбилейная межрегиональная научно-практическая конференция 20-е «Фелицынские чтения».
«Это надо живым». Лабинский район, Мостовский район
Цикл программ «Это надо живым» — это путешествие по местам освободительных боев 1943 года. Вместе с современными исследователями мы вспоминаем о героях Лабинского и Мостовского районов края, рассказываем о «Юных мстителях», минометчиках, погибших на Умпырском перевале и трагедии в Михизеевой Поляне.
25 января 1943-го Лабинская земля была освобождена от немецко-фашистских захватчиков
1 января 1943 года началась Северо-Кавказская наступательная операция. 25 января 2-я стрелковая дивизия, наступающая в составе 37-й армии Северо-Кавказского фронта, вошла в станицу Лабинскую и другие населенные пункты Лабинского района.