+14 °С облачно
$ - 61.32 руб.
€ - 75.65 руб.

Общественная жизнь

В конце XIX века в широких слоях станичного общества зародилось движение, ставившее целью своей работы улучшение жизни «недостаточной» части населения. Справедливости ради отметим, что проявление христианского милосердия было нередким проявлением, начиная еще с первых лет существования станицы. Тогда оно распространялась на пациентов госпиталя, существовавшего при Махошевском укреплении, а позднее, и гарнизонной казачьей больницы. Объектами заботы могли быть заключенные войсковой тюрьмы, арестанты гауптвахты, подследственные камеры мирового судьи или находившие на излечении в приюте для умалишенных хроников. Все же заметим, что это были хотя и частые, но неорганизованные всплески сострадательности сердобольных граждан. Особенно увеличивалось число добрых проявлений в дни церковных праздников.

В первые годы прошлого века (особенно после беспорядков 1906 г.) человеколюбивый настрой местного общества, расширяясь, стал приобретать организованные формы. Тогда впервые в своей истории станица столкнулась с проявлениями бунта, неповиновения и беспорядков. Местное общество было потрясено и подавлено. Виновники и подстрекатели событий были известны: легкомысленная часть интеллигенции, считавшая себя «прогрессивной» и состоявшая в основном из учителей, фельдшеров и недоучек-гимназистов. В течение нескольких лет эти люди вели разрушительную работу среди иногороднего населения, подталкивая «простецов» на акции неповиновения и антиправительственные выступления. Подогретые революционными листовками, брошюрами и лекциями крестьяне и заводские рабочие осенью 1906 г. были вовлечены в социальный конфликт.

Сделав необходимые выводы, ответственная часть общества в тот же год удвоила усилия на преодоление создавшегося положения, удаления из станицы его инсператоров и развенчания революционной пропаганды. В течении последующих предреволюционных лет много усилий было приложено к увеличению числа образовательных, попечительских и благотворительных учреждений. В авангарде гуманитарных процессов стояла, как правило, все та же интеллигенция – активная и бескорыстная соратница, а нередко и инициатор всяких благих начинаний. Но в отличие от вышеописанной, никогда не называвшая себя «прогрессивной».

С 1906 по 1917 гг. трудами энтузиастов из цивилизованного общества предпринимались попытки привить выходцам из «низов» понятий «о достойной человеческой личности культурной среде». Для достижения поставленной цели делалось многое: устраивались базары, спектакли, аукционы по сбору средств в пользу беднейших слоев. Станичным духовенством проводились лекции и индивидуальные разъяснительные беседы об отравляющем воздействии пьянства и других пороков на человеческую жизнь. Можно считать, что в Лабинской это были первые шаги движения, которое в наше время называют социальной защитой населения. В этой работе принимали участие люди разных возрастов, сословий и имущественного положения. Вклад каждого по мере сил, способностей и возможностей был различным: один – активным действием по устройству филантропической ярмарки, другой – безвозмездным участием в благотворительном концерте, третий – проникновенным назидательным словом, а четвертый – просто рублем. Теперь большинство из тех людей давно забыты, хотя каждый был бы достоин отдельного рассказа. Ограничимся перечислением только некоторых известных на сегодняшний день фамилий: И.Д. Конечный, С.В. Бураков, Е.А. Елец, Н.А. Америков, Б.А. Ярошинский, М.А. Карлин, И.А. Вьюнников, Н.В. Веселов, К.Н. Руденко, И. Каратеев, Л.М. Голицинская, И.В. Козлов, сестры Томсон, Д.И. Шабанов и многие другие.

Ниже приведен список, немногих известных попечительских и благотворительных обществ, что действовали в станице в досоветский период:

• «Попечительство о детях, вдовах и круглых сиротах» - при Успенской церкви

• «Общество вспомоществования недостаточным ученикам»

• «Общество благоустройства»

• «Общество попечения о детях»

• «Общество ревнителей просвещения»

• «Отдел туберкулёзной лиги»

• «Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Лабинского начального для иногородних училища»

• Общество пособия бедным

• Отделение областного попечительства о тюрьмах комитета.

Не смотря на известную отдаленность от столичных и больших интеллектуальных центров, общий уровень цивилизации в станице неизменно прогрессировал. И в свою раннюю историю Лабинская, благодаря присутствию обширного офицерского братства, не была культурной глухоманью. А после окончания военных действий на Кавказе и особенно с началом массового притока мастерового, а вслед за ним и образованного элемента, это ее положение начинает усиливаться.

К концу XIX века Лабинская становится центром культуры для предгорных и степных станиц закубанья. Решающим фактором в процессе обретения ею такого статуса было не только выгодное географическое положение, но, в большей степени, высокая концентрация людей, что жили не по принципу: «Что бы не происходило, мое дело - сторона», а активно включавшиеся в общественную и культурную работу. Их присутствие позволило станице со временем продвинуться далеко вперед в своем цивилизационном развитии.

Благодаря личной энергии состоятельных и небезразличных граждан, в первом десятилетии XX века был сделан прорыв не только в усовершенствовании благоустройства и развития инфраструктуры (хотя и то и другое не мало важно), но и в культурной, просветительской, интеллектуальной областях. К 1913 г. в Лабинской было около десятка начальных школ, вышеначальное училище и две классические гимназии, театр, кинематограф, библиотеки (общественные и при учебных заведениях и церквях), струнный и духовой оркестры, несколько певческих хоров, не считая церковных.

Год от года разнообразней и насыщенней становилась частная жизнь лабинцев. Уже к концу XIX века домашний досуг «развитых» фамилий состоял из вечеров с танцами, музыкой и угощениями. Музыкально увлечённые семьи, а их было немало, часто устраивали маленькие домашние спектакли. Зимними вечерами в гостиных, а летом прямо на улице, друзья и соседи нередко собирались для игры в карты или лото. В теплое время года станичная жизнь била ключом: прогулки на фаэтонах в сады, пикники и маевки у Лабы, экскурсии в горы, призовые скачки, охота, - это лишь небольшой перечень популярных развлечений. Военные и торговые люди имели отдельные места для собраний. Расквартированные в станице кадры Лабинских полков содержали собственные офицерские клубы, где по вечерам проводились шумные вечеринки с музыкой, играми и танцами. Маститое купечество предпочитало обсуждать дела, собираясь в коммерческом клубе. В ту пору все активней начало заявлять о себе лабинское дворянство.

Конечно, несправедливо будет утверждать, что окружавшие Лабинскую станицы находились в состоянии дремучего невежества, - даже в самой маленькой из них было свое «общество». Но Лабинская экономически, территориально и народонаселением росла много быстрее, и, как следствие, ее культурные институты развивались гораздо интенсивнее.

...

Продолжение следует...


Автор: Виталий Якубов, научный сотрудник Лабинского музея

Из материалов Лабинского музея истории и краеведения им. Ф.И. Моисеенко

Галерея

Смотрите также
«Это надо живым». Лабинский район, Мостовский район
Цикл программ «Это надо живым» — это путешествие по местам освободительных боев 1943 года. Вместе с современными исследователями мы вспоминаем о героях Лабинского и Мостовского районов края, рассказываем о «Юных мстителях», минометчиках, погибших на Умпырском перевале и трагедии в Михизеевой Поляне.
25 января 1943-го Лабинская земля была освобождена от немецко-фашистских захватчиков
1 января 1943 года началась Северо-Кавказская наступательная операция. 25 января 2-я стрелковая дивизия, наступающая в составе 37-й армии Северо-Кавказского фронта, вошла в станицу Лабинскую и другие населенные пункты Лабинского района.