Лабинский район. Страницы далекого прошлого

Лабинский район. Страницы далекого прошлого

Лабавед продолжает цикл публикаций об истории нашей малой родины. Сегодня речь пойдет об освоении территории Кубани в эпохи каменного, бронзового веков, а также о следах, оставленных древними племенами на территории района и сохранившимися до наших дней.

Автор - Андрей Шабардин

КАМЕННЫЙ ВЕК

Заселена долина Лабы была сотни тысяч лет назад. В руслах многочисленных притоков без труда можно обнаружить кремневые артефакты, относящиеся к раннему палеолиту. Наиболее массивные, грубо обработанные кремни относятся к ашельскому времени. По определению археолога П.У. Аутлева «Ашельцы Кубанского Кавказа, как и в других заселенных в то время регионах, жили в условиях раннего первобытнообщинного строя, основным экономическим законом которого, как и на развитом и позднем этапах первобытнообщинной социально-экономической формации, было присвоение жизненно необходимых средств для существования первобытных человеческих коллективов при помощи каменных орудий на основе коллективного труда».

Позже на нашей территории появляется неандертальский человек. Основным материалом для изготовления орудий по-прежнему является кремень. Из кремневых отщепов неандертальцы изготавливали рубила, скребла, остроконечники. Неандертальцы проживали в суровых условиях ледникового периода. Поэтому в качестве жилищ и временных стоянок использовали естественные укрытия: скальные навесы и пещеры.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

На плоских вершинах и склонах гор в окрестностях станицы Ахметовская можно встретить большое количество мелких осколков и пластинок из кремня. Это микролиты – миниатюрные каменные орудия, которыми человек пользовался с позднего палеолита и до бронзового века включительно. Несмотря на название «Бронзовый век», основным материалом для изготовления орудий труда по-прежнему остается камень. Самыми яркими памятниками эпохи бронзы безусловно являются дольмены. В бассейне Лабы находится самое крупное местонахождение дольменов на Кубани. На безлесых холмах левобережья р. Кизинка обнаружено 564 постройки. Большая часть дольменов относится к плиточному типу. Но есть также несколько корытообразных и один составной. Память о той эпохе хранят многочисленные курганы, протянувшиеся цепью вдоль Лабы и её притоков. Наиболее ранние курганы относятся к майкопской культуре. Курганы майкопской, ямной и катакомбной культур часто использовали для вторичных захоронений в более позднее время. Над катакомбным захоронением эпохи бронзы в ранне-скифское время возведен знаменитый Костромской курган.

СКИФЫ

Начало железного века на Кубани совпало с приходом сюда с востока ираноязычных кочевников скифов. О скифах мы знаем благодаря древнегреческому историку Геродоту. В V в. до н. э. Геродот путешествовал по скифским землям и оставил подробные сведения об этом легендарном народе. В конце VII в. до н. э. скифы вторгаются в Мидию, Сирию и Палестину. Через четверть века с богатой добычей возвращаются назад. К этому времени относятся знаменитый Костромской курган, расположенный в 10 км к западу от Лабинска. Костромской курган, или 1-й Разменный, впервые был исследован в 1897 году старшим членом Императорской Археологической комиссии Николаем Ивановичем Веселовским. Среди находок выделялась нащитная бляха в виде золотого оленя. В настоящее время Костромской олень является символом Государственного Эрмитажа и относится к числу подлинных шедевров скифского «звериного» стиля.

МЕОТЫ

На высоких террасах правых притоков Лабы можно встретить фрагменты керамики. Это свидетельствует о наличии там меотских городищ. Больше всего их встречается по рекам Кукса и Чамлык. Эти городища имеют развитую систему оборонительных укреплений – «цитадели» и внешние рвы. Основой хозяйства меотов являлось земледелие и скотоводство. Плодородные земли правобережья Лабы и долины рек были чрезвычайно удобны для земледелия. Заболоченные низины и предгорья являлись прекрасными пастбищами для скота. Земледелие у меотов стояло на высоком уровне, что позволяло производить хлеб не только для собственного потребления, но и для экспорта. Кроме пшеницы меоты возделывали ячмень, рожь, просо и бобовые культуры. Важное место в жизни меотских племен занимала торговля хлебом с Боспором. Греки в свою очередь поставляли меотам оливковое масло, ювелирные украшения, посуду и т.д. На многих городищах в обрывах рек можно проследить мощные культурные слои, свидетельствующие о длительном и непрерывном их существовании. На высоком уровне развития стояло меотское ремесло. Особенно ярко это проявилось в керамике. Сероглиняная керамика стала фирменным знаком меотских гончаров.

АЛАНЫ

В 1989 году на юге Лабинского района археологом В.Н.Каминским было обнаружено крупное средневековое городище, которое вошло в научный оборот под названием Куньша. По данным визуального обследования площадь аланского городища составляет более 400 га. Это больше суммарной площади средневековых Иерусалима, Дамаска и Самарканда. Куньша представляет собой поселенческий комплекс, состоящий из укрепленного городища, нескольких селищ, христианских храмов и языческих святилищ. Здесь же известно несколько грунтовых и курганных могильников. На территории городища располагалось несколько десятков усадеб, более сорока фундаментов церквей, остатки крепостных стен, мастерских по обработке железа и керамики. Удобное геоморфологическое местоположение способствовали развитию древнего города. Детальному археологическому исследованию городище не подвергалось. Лишь в 1992 году был доследован разрушающийся оврагом могильник и собран подъемный материал. По своему характеру городище Куньша аналогично Ильичевскому городищу, расположенному в Отрадненском районе Краснодарского края. Оно также является крупным административным, торговым и стратегическим центром средневекового Аланского государства и датируется IX—XIII веками. Особое значение в жизнедеятельности города сыграла торговля. Город контролировал один из участков «Великого шелкового пути», соединявшего страны Запада с Китаем и Средней Азией. С языческого святилища городища Куньша происходят два каменных изваяния. В настоящее время одно находится во дворе Ахметовской школы, другое в Лабинском краеведческом музее.

В 1238 и 1239 годах Алания пала под натиском татаро-монгольских завоевателей. Прекратило свое существование и городище Куньша. Сейчас территория городища частично занята постройками с. Горное. На улице Набережная можно увидеть фрагмент крепостной стены, фундаменты средневековых строений и большое количество фрагментов керамики – свидетельства некогда цветущего средневекового города.

Памятник старины далекой
Каменное изваяние станицы Ахметовской

Во дворе школы станицы Ахметовской вкопано каменное изваяние воина из плотного известняка. Выделена голова, лицо стерто, гипертрофировано переданы руки, сходящиеся на животе. Правая кисть сжимает рукоять меча или сабли с круглым навершием. Над землей изваяние возвышается на 1,5 м.

Его вместе с каменным изображением всадника привезли из поселка Горного. По свидетельствам местных жителей, оно находилось на одном из языческих святилищ. Предположительно, святилище принадлежало осевшим в этих местах тюркам, о которых из письменных источников известно, что они поклонялись своим предкам в виде каменных и деревянных изваяний, установленных в особых святилищах – поминальниках. Вероятно, каменное изваяние датируется в пределах VIII–X веков. То есть до распространения христианства в Алании.

Лабинская земля хранит множество тайн и загадок. Очень трудно их описать, лучше всего увидеть своими глазами. Для этого совсем необязательно быть профессиональным туристом. Большинство маршрутов доступно каждому.

Несколько лет подряд в Лабинском районе проводила свои исследования Восточно-Закубанская археологическая экспедиция Краснодарского историко-археологического музея-заповедника. Работа членов экспедиции была направлена на выявление памятников археологии на территории района.

Изучив всего лишь четвертую часть района, экспедицией было открыто более 220 памятников, которые представляют различные эпохи — от каменного века и эпохи бронзы до позднего средневековья. Это материальные свидетельства того, что жизнь в Лабинской долине кипела многие века назад так же, как и в наши дни, а кое-где и более интенсивно.

Примером тому может служить открытие городища аланской культуры в селе Горном, вошедшего в науку под названием городище Куньша. Это открытие достаточно значительное в северокавказской археологии. Городище является самым крупным на Северном Кавказе. Оно своей площади превосходит такие известные города средневекового Востока, как Афрабис, Самарканд, Иерусалим, Дамаск и др.

Это был цветущий город с разноязычным населением, численностью до 12-15 тысяч человек. Еще предстоит выполнить большую часть по раскопкам города, чтобы осветить многие вопросы, поставленные перед учеными в ходе открытия: кто, когда и зачем построил здесь город, чем занимались и как жили здесь древние люди?

Сейчас можно только предварительно сказать, что в селе Горном некогда был крупный торговый, политический и культовый центр Западной Алании, существовавший здесь в IX — XIII вв. и разрушенный во время татаро-монгольского нашествия.

Памятники могут поведать много интересного о прошедших эпохах в истории человечества. Так были начаты раскопки поселения кобанской культуры в окрестностях ст. Ахметовской. Художественные изделия кобанских мастеров, живших в X — VII вв. до н.э., украшают экспозиции многих музеев мира (в Вене, Берлине, Париже и др.). До настоящего времени в кавказской археологии отрицалось обитание кобанских племен к западу от Урупа. И вот теперь в ст. Ахметовской открыты остатки жилища VIII — VII вв. до н.э. свидетельствующего о заселении долины Лабы древними кобанцами.

Впервые в археологии на территории Лабинского района были начаты исследования курганов в карьере у ст. Владимирской. Курганы были возведены в III — II тыс. до н.э. над погребениями майкопской и северокавказской культур. Вокруг погребений были сделаны из речных валунов кольца-кромлехи, символизирующие связь между последним жилищем человека (могилой) и вечной жизнью, выраженную изображением солнца в виде кольца под насыпью кургана. Позднее, в эпоху средней бронзы, из степи сюда проникают племена катакомбной культуры, предки многих ираноязычных народов. В II — I вв. до н.э. в насыпи курганов были впущены погребения сармат, пришедших на Кубань из степей Поволжья и Приуралья. В погребениях из курганов были найдены самые различные предметы: глиняные кувшины, горшки, миски, обломки греческих амфор, наконечник копья, удила от конской узды, меч, наконечники стрел, бусы, железные и бронзовые ножи. Довольно интересной находкой являются железные удила, инкрустированные золотой фольгой с изображением стилизованных хищных птиц и солнечных символов. Полученные материалы требуют много времени для изучения, консервации и осмысления. (начальник Восточно-Закубанской археологической экспедиции В. Каминский)

В верховьях Большой Лабы имеются удобные перевалы, связывающие Северный Кавказ с Закавказьем. Эту особенность человек оценил ещё в раннем каменном веке. Пользовался и позже, неоднократно. Память об этом заключена в большом количестве памятников археологии, обнаруженных и частично исследованных в бассейне р.Лабы.

Еще много тайн хранит лабинская земля. Когда и кому она откроет их? Вопрос остается открытым. Но по имеющимся сведениям мы постараемся рассказать об истории заселения территорий современного Лабинского района.

Галерея

Смотрите также
«Это надо живым». Лабинский район, Мостовский район
Цикл программ «Это надо живым» — это путешествие по местам освободительных боев 1943 года. Вместе с современными исследователями мы вспоминаем о героях Лабинского и Мостовского районов края, рассказываем о «Юных мстителях», минометчиках, погибших на Умпырском перевале и трагедии в Михизеевой Поляне.
25 января 1943-го Лабинская земля была освобождена от немецко-фашистских захватчиков
1 января 1943 года началась Северо-Кавказская наступательная операция. 25 января 2-я стрелковая дивизия, наступающая в составе 37-й армии Северо-Кавказского фронта, вошла в станицу Лабинскую и другие населенные пункты Лабинского района.