15:09 | 24 ноября, 2020

Российская космическая обсерватория “Спектр-РГ”, которая была запущена в прошлом году, уже обнаружила 10 ранее неизвестных галактик с активными ядрами — черными дырами, которые сейчас поглощают звезды и планеты. Работе “Спектра-РГ” посвящен сюжет на Youtube-канале “Роскосмос-ТВ”.

Обсерватория сейчас находится в 1,5 млн километров от Земли. Ее задача — сканировать небо в широком энергетическом диапазоне. За четыре года она должна закончить восемь полных обзоров неба и составить уникальную по детализации карту Вселенной. В декабре, по словам ученых, будет закончено два полных круга.

Несколько недель назад “Спектр-РГ” обнаружил новый далекий и очень яркий квазар (астрономический объект). Он является, по словам завлабораторией экспериментальной астрофизики ИКИ РАН Сергея Сазонова, огромной черной дырой массой в миллиард солнечных масс. И этот квазар очень активный.

Космический аппарат “Спектр-РГ” был разработан в НПО им. Лавочкина (входит в ГК “Роскосмос”). Сейчас это единственный работающий космический проект в России. Связь с предыдущим аппаратом — “Спектром-Р” (проект “Радиоастрон”) была утрачена в январе 2019 года. Аппарат продолжал посылать сигналы на Землю, но командам из Центра управления уже не подчинялся. К тому моменту гарантийный срок работы “Спектра-Р” закончился пять лет назад. Аппарат был запущен в 2011 году и должен был проработать до 2014 года.

Десять неизвестных галактик с черными дырами открыла российская космическая станция фото 2