К 75-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков Поход Памяти по местам боев на Туапсинском направлении

К 75-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков Поход Памяти по местам боев на Туапсинском направлении

Накануне Дня Победы сотрудники Лабинского музея вместе сочинскими туристами приняли участие в походе по местам боев на Тупсинском направление, посвященном 75-й годовщине освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков.
7-8 мая вместе с членами Сочинского турклуба мы совершили поход по местам боев на Туапсинском направлении. Прошли почти 40 км по горам - Индюк, Индюшка, Семашхо, Два брата... Конечно - картина впечатляет - это места тяжелейших боев за Туапсе. Здесь все леса и горные выступы в обелисках, мемориальных досках, памятных местах... С сентября по декабрь 1942 года на Туапсинском направлении развернулись ожесточенные бои. Противник рвался к Черному морю. Туапсе был разрушен, как Сталинград, и реально заслуживал звания Города-Героя. Но маленький курортный городок наградили тогда орденом Отечественной войны. Лишь в 2008 году Туапсе получил высокое звание Город Воинской Славы.

Поход наш по горам с тяжелыми рюкзаками за спиной был сложноват, но незабываем. Второй день шли под проливным дождем, извалялись в грязи - были все мокрые, но впечатлений - море. Мы побывали в уникальных местах, насмотрелись на горные дали, надышались чистым воздухом... В этом походе мы еще больше сдружились.

А самое главное - мы смогли почтить память героических защитников Кавказа. Вечная им слава!

ТУАПСИНСКАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ (историческая справка)

В боях на Северо-Западном Кавказе одним из главных направлений для обоих сторон станет Туапсинское. В конце августа на совещании у Гитлера в качестве первоочередной задачи становится взятие Туапсе.

На оборону города мобилизовались все ресурсы. 2500 жителей города и района трудились на укреплении оборонительных рубежей. Под бомбежками, днем прячась в лесу, ночью выходили они на работу и работали при свете луны.

Развернувшиеся в этом направлении с 25 сентября по 20 декабря бои получили название «Туапсинская оборонительная операция Черноморской группы войск Закавказского фронта». Трижды фашисты предпринимали крупные наступательные действия, но каждый раз отходили под напором советских войск.

Ежедневно до полусотни вражеских самолетов бомбили Туапсе. Город напоминал руины Сталинграда.

В случае успеха гитлеровцы блокировали бы три советских армии (18, 47, 56). Поэтому бои носили исключительно ожесточенный характер.
На Туапсинском направлении «линия фронта», «тыл», «фланг» в традиционном значении этих понятий не существовали. Бои шли за обладание отдельными высотами, участками склонов, участками хребтов. Батальоны, а порой роты, взводы, отделения воевали оторванными от своих соединений.

В труднодоступные горные районы, куда обычным способом (лошадьми, машинами) доставить боеприпасы, провизию, воду было невозможно, выстраивалась пятикилометровая «живая цепь». Женщины, старики, дети на руках подносили нашим солдатам снаряды и пищу.
В октябре-ноябре фашисты дважды пытались оккупировать Туапсе, но обе попытки окончились неудачей.

Из писем немецких солдат, находящихся на Туапсинском направлении.

«Мы поглядываем уже на Черное море и порт Туапсе, продвинуться же не можем вследствие большого превосходства русских. За последние недели несем страшно большие потери. Война в горах – проклятая вещь, требует жутких жертв; что собственно страшно – это голод… Русские проявляют невероятное упорство, защищая каждый метр земли, наши пикирующие бомбардировщики с ними ничего не могут сделать. Голод наш постоянный спутник. Мы должны обязательно еще теперь выйти к Черному морю – любой ценой, так сказано в нашем дневном приказе. Днем нас мучают русские, а ночью заедают вши… Наш 1/13 гсп почти уничтожен, в 1-й роте осталось два человека…»

Декабрь 1942 года.


Перспектива остаться в окружении в горах Кавказа в условиях «русской зимы» была, безусловно, мрачной. В письмах, отправленных из-под Туапсе к своим родным в Германию, солдаты «Третьего рейха», победным маршем покорившие почти всю Европу, не стеснялись жаловаться. Обер-ефрейтор Гиммер из 1-й роты 204-го горнострелкового полка 97-й горнострелковой дивизии 13 декабря 1942 года писал родным: 

«Мои дорогие, к сожалению, все мои письма представляют сплошные рыдания. В течении двух дней русские ведут по нам огонь из минометов. Огонь носит просто невероятный характер, простреливается каждый метр земли. Русские летчики почти непрерывно бомбят, день и ночь совершенно не спим, сейчас испытываем невообразимый голод. Численность наших рот составляет 15 – 20 человек. Как же это будет продолжаться дальше в течение всей зимы? Должно случиться чудо, иначе мы не вырвемся из этой ужасной России. Единственными, кто себя хорошо чувствует, являются наши вши. Ваш, к сожалению несчастный, Гиммер"


Выбраться из России – эта мысль овладевает многими и все чаще повторяется в письмах солдат противника. Так, ефрейтор 97-го пехотного полка 46-й пехотной дивизии Паул Боннер писал:
«Идут дожди, мы постоянно в воде, грызи холоде, а обсушится негде. В этих лесах нам приходится плохо, и мы выбиваемся из сил, у нас много убитых, больных и раненых. А русские все время стараются прорваться. Подвоз очень затруднен, питание весьма скудное. У товарищей очень подавленное настроение, каждый только и говорит: «Хоть бы скорее кончилась война, чтобы мы могли выбраться из этой России».

«Находимся сейчас на Кавказе, в 60 км от Туапсе, - сообщалось в неотправленном письме немецкого ефрейтора кавалерийского взвода 101-й горнострелковой дивизии. – Продвигаемся вперед крайне медленно. Русские здесь хорошо обороняются. Кавказ застрял нам в горле…»


Из письма немецкого врача 97-го пехотного полка:
«Ежедневный крик «ура» мне начинает действовать на нервы… Мы заняли оборону в горах южнее Майкопа, сменив части СС «Викинг». Неожиданно пришел приказ штурмовать одну важную высоту… Стоял сплошной столб огня. Самое ужасное – это отвратительные минометы. Это был жестокий бой, с большими потерями… Теперь мы укрепились: сидим наверху и отражаем постоянные атаки русских, которые благодаря их комиссарам дерутся с ожесточением. Ночью не имеем покоя от русских самолетов, которые нас бомбят. Мы напрасно ждем, чтобы нас сменили… мы никогда не получаем горячей пищи. Кроме того, дорога опасна, лес полон русских».

Понеся большие потери (свыше 10 тысяч человек), немецкие войска прекратили наступление и закрепились на рубеже в 30 км. от порта.

«… маленький полукурортный, глубоко штатский Туапсе… В его неожиданном мужестве есть что-то трогательное. Война потребовала, и Туапсе стал городом-воином, как десятки советских городов. Враги рвались к морю. Гитлер назначил сроки захвата города, но все сроки прошли, а город оборонялся» (Из статьи Бориса Горбатова, корреспондента газеты черноморской группы войск «Вперед к победе»). 


Юлия Кисленко, старший научный сотрудник Лабинского музея

Комментарии
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Смотрите также
14:45 Сегодня
Встреча с Анастасией Мартыновой
В гостях у клуба «Собеседник», в центральной библиотеке им. Д.С. Лихачева на традиционных «Лабинских встречах» вновь побывала Анастасия Мартынова, уроженка нашего города, автор книги «Непал без вранья». Анастасия родилась и выросла в Лабинске, окончила девятую школу, поступила в Московский государственный университет печати имени Ивана Фёдорова, по окончании которого работала редактором в известном столичном издательстве, при этом мечтая увидеть мир.  Поначалу подала документы на работу в школах Китая и Индии, но судьба подарила возможность поехать в Непал. Итогом путешествий стала ее первая книга «Непал без вранья». В своей книге А. Мартынова рассказывает об этой экзотической стране. Непал – самая высокогорная и одна из беднейших стран мира, более 80 процентов ее населения проживают в сельской местности и занимаются физическим трудом для пропитания.  Автору удалось удивительно ярко и правдиво изобразить людей, быт, обычаи и нравы той местности Непала, где ей довелось побывать. Она дает читателям возможность взглянуть на эту страну изнутри, ведь жить приходилось в спартанских условиях, работая в рамках мирового волонтерского движения за кров и питание. В школе она в течение нескольких месяцев преподавала непальским детям природоведение. Журналистское образование и редакторский опыт помогли молодому автору, еще находясь в Непале, собрать подробные фотоотчеты о путешествиях и поездках по стране, а по возвращении домой из многочисленных заметок и статей в своем блоге создать и издать полноценную книгу, вошедшую в серию «Заграница без вранья». Книга написана в виде путевых заметок и впечатлений путешественника. Язык очень богат, выразителен и разнообразен. Презентация этой книги состоялась в нашей библиотеке в прошлом году. На этот раз Анастасия поделилась своими новыми впечатлениями и достижениями. За прошедший год она побывала во Вьетнаме, Камбодже и Индонезии. Индонезия – страна туристов, жуткого обряда Манене, вулканов и островов; в Индонезии Анастасия поднимала сельское хозяйство в деревушках этого государства. За время пребывания в этой стране Анастасии пришлось пережить ужасы землетрясения, познакомиться с обрядами и традициями местных жителей. По итогам этого путешествия Анастасия готовит к выходу в свет очередную книгу. В течение этого года были изданы две книги в переводе с английского Анастасии Мартыновой, это: «Волшебные неудачники» Нила Патрика Харриса и «milk and honey. Белые стихи, покорившие мир» Рупи Каур. Полуторачасовая встреча пролетела как один миг в теплой дружественной атмосфере. Участники клуба «Собеседник» поблагодарили Анастасию за увлекательный рассказ и пожелали дальнейших творческих успехов.
15:47 21.09.18
В России разрыв между уровнем зарплат мужчин и женщин сократился до 28,3%
Показатель гендерного разрыва в заработной плате в России сократился с 36,8% в 2001 году до 28,3% в 2017 году, рассказал журналистам министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин в кулуарах второго Евразийского женского форума. "Показатель гендерного разрыва в заработной плате сократился с 36,8% в 2001 году до 28,3% в 2017 году. Эту разницу необходимо продолжать сокращать", — заявил Топилин.
14:34 21.09.18
Межрегиональный фестиваль ТОС
19 сентября в Новопавловке Белоглинского района Краснодарского края прошел межрегиональный фестиваль территориального общественного самоуправления ,в котором приняли участие представители ТОС города Лабинска и городской администрации. Московские специалисты делились опытом работы ТОС. Поднимались вопросы организации, становления ТОС, юридического оформления, взаимодействия с органами администрации, общественной работы с населением.
14:24 20.09.18
«Магнит» вошел в топ-10 крупнейших компаний РФ
Ритейлер переместился с седьмого места на девятое. Суммарная выручка 500 компаний, вошедших в новую версию рейтинга РБК, по итогам 2017 года выросла на 9,07% и составила 72,3 трлн рублей. Доход первых 22 компаний в совокупности превышает выручку всех остальных. По совокупной выручке лидируют компании нефтегазового сектора, на них приходится около трети совокупной выручки всех компаний. В десятку вошли «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», Сбербанк, РЖД и ВТБ, X5 и «Сургутнефтегаз», «Магнит» и «Россети». Больше всего в рейтинге представлено компаний, работающих в сфере торговли (53), за ними следуют организации из финансового (51) и нефтегазового (49) секторов. В списке 88 государственные компании.
09:24 18.09.18
Медведев пообещал усилить ответственность водителей за нарушение ПДД
Ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения будет усилена в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные дороги", заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. "В части безопасности дорожного движения будет усилена ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения с упором на профилактику нарушений, автоматизацию, оснащение профильных служб передовым оборудованием и техническими средствами контроля", — сказал Медведев в ходе заседания президиума совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Он подчеркнул, что объем финансирования этого проекта из всех источников составит несколько триллионов рублей. Кроме того, задачами национального проекта являются снижение смертности на дорогах, доведение до 50% доли дорог национального значения, сокращение мест частых ДТП и перегруженных участков дорог. "Важно, чтобы планы по развитию дорожной сети были увязаны с долгосрочным пространственным развитием страны. Дорожное строительство всегда указывает быстрый и положительный эффект, дает толчок к развитию новых маршрутов", — подчеркнул глава российского кабмина.
16:14 17.09.18
Сотрудникам ГИБДД запретили снимать номера с машин
Президент России Владимир Путин 15 сентября подписал указ, согласно которому сотрудники Госавтоинспекции лишились права снимать с машин государственные регистрационные знаки в случае запрета их эксплуатации из-за нарушений. Изменения коснулись 12-го пункта указа №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998 года. «Из подпункта "ж" слова "в том числе со снятием государственных регистрационных знаков", исключить», — сказано в сообщении. Этот подпункт не разрешает эксплуатацию автомобилей, тракторов и других самоходных машин «до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения». Ранее инспекторы могли снять с подобных транспортных средств номер. Самыми распространенными причинами снятия госномеров с машины являются технические неисправности, отсутствие у водителя полиса обязательного страхования ОСАГО и такие нарушения, как тонировка стекол или установкой фар. При этом ГИБДД сохраняет за собой право запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством. Наличие различных неисправностей и условий, перечень которых был ранее утвержден правительством, уточняется в указе. Документ вступает в силу со дня его подписания, 15 сентября.
13:50 17.09.18
Почта России запустила регулярный транзитный маршрут по доставке почты из Японии в страны Европы
Первые три контейнера с японской транзитной почтой в рамках регулярных отправок прошли таможенную регистрацию на границе Российской Федерации. Они были приняты Почтой России в месте международного почтового обмена (ММПО) Владивосток и погружены в почтовый вагон для прохождения по территории России. Общий вес почтовых отправлений составил 8,3 тонны. Почтовые отправления предназначены для получателей 13 европейских стран, в том числе: Италия, Швейцария, Польша, Чехия, Австрия и др. Транзитные почтовые отправления были доставлены судном во Владивостокский морской торговый порт, а затем поступили на ММПО Владивосток для таможенной регистрации. Перевозку по основной части территории страны Почта России выполняет почтовым поездом Владивосток-Москва. «Ежедневное курсирование почтового поезда позволяет перевозить международную почту с высокой скоростью по Транссибирской магистрали. Средний срок доставки из Владивостока до передачи почтовому оператору в стране назначения составит от 11 до 15 дней, включая 8 суток доставки на ежедневном почтовом поезде Владивосток-Москва», - отмечает и.о. заместителя генерального директора Почты России по логистике Игорь Чебунин. По информации Почты Японии, обычно доставка наземной почты из Японии в большинство европейских стран морским путем занимает 2-3 месяца. Транссибирский маршрут почти в 2 раза сократит время доставки наземной почты из Японии в 13 стран Европы. Партнерство между Почтой России и Почтой Японии, которое началось с подписания Меморандума о взаимопонимании 16 декабря 2016 г., привело к договоренностям о регулярном использовании Транссибирской магистрали для перевозки международных почтовых отправлений между Россией и Японией. Напомним, что 26 мая 2018 года в Санкт-Петербурге, в рамках ПМЭФ-2018, генеральный директор Почты России Николай Подгузов и президент-исполнительный директор Japan Post Holdings Co., Ltd. Масацугу Нагато заключили Соглашение о развитии сотрудничества в области почтовой связи. Помимо организации наземного транзита, Соглашение подразумевает расширение взаимодействия почтовых операторов России и Японии в сфере совершенствования технологии почтовых операций и услуг, прежде всего, доставки почты, а также продажи японских товаров через почтовые отделения Почты России и каналы электронной торговли.